Меню
 



Краткая история прихода храма Рождества Иоанна Предтечи в городе Кандалакша
Кандалакшский приход появился около 500 лет назад, в начале XVI века, на правом берегу устья реки Нивы. Именно здесь, в местах зимовок Лешей Лопи, на месте нынешнего города Кандалакши, в 1526 году видим мы первые плоды просветительских трудов преподобного Феодорита Кольского, крестителя лопарей: «Приехаше к Москве Поморцы и Лопляне с моря Окияна, и с Кандолакжской губы, усть Нивы реки, из дикой Лопи, и били челом Государю и просили Антиминса и Священников, церковь свящати и просветити их святым Крещением. И Государь велел архиепископу Макарию послати из Нова-града от соборныя церкви священника и диакона, и они ехавше свящали церковь Рождества Иоанна Предтечи и многих лоплян крестиша во имя Отца и Сына и в нашу Православную веру христианскую».
Появление храма в «усть Нивы реки» стимулировало приток русских крестьян и промышленников на оседлое поселение в эти дикие края. Со временем это привело к возникновению русской волости – села Кандалакша. 26 мая 1589 года храм Рождества Иоанна Предтечи и волость разделяют участь монастыря, когда «на петрово заговейно» ночью приходили «немецкие люди к морю в Кандалакшскую волость и на монастырь на Кандалакшской. И в монастыре братию и в волости всех людей присекли, а иные в реце тонули, и монастырь, и церковь и волость пожгли и животы поимали все, а людей побили 450 человек».
Двадцать лет спустя, зимой 1612 – 1613 г.г., в тяжёлое Смутное время на Кандалакшу снова напали, теперь украинские казаки и русские изменники. Серьёзно пострадала «Кандалакшская волостишка». «…разорены двадцать пять дворов крестьянских: люди посечены и дворы пожжены». Храм не упоминается, возможно, он не был ещё отстроен после нападения 1589 года.
В начале XVII столетия правобережье реки Нивы заселили крестьяне, пришедшие из районов, охваченных Смутой. Они построили на прежнем месте новую Предтеченскую церковь, которая простояла около полутора века. Грамотой «преосвященного Варсонофия» от 23 октября 1751 года изрядно постаревшую к тому времени церковь Иоанна Предтечи разрешено было отремонтировать; поновленная, она к 1770-м годам снова пришла в ветхое состояние. Поэтому рядом со старой, решено было построить новую церковь. Строительство храма начали в 1786 году «своим иждивением» местные крестьяне, закончить строительство, из-за недостатка средств, удалось только в 1801 году.
К концу XIX в. в Кандалакше существовало две церкви, освященных в честь Рождества Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи. Первая из них «одноглавая, теплая, на каменном фундаменте» была построена в 1865 г. «на Высочайше дарованную сумму» и стояла на месте одноименного храма, сожжённого англичанами в 1855 году (оставшегося от Кандалакшского монастыря). Предтеченская церковь, освящённая в 1801 году, находилась в правобережной части села. Она была теплая, одноглавая, высотой 15 метров, «в виде корабля», с отдельно стоящей колокольней (с пятью колоколами). Церковь отличалась необычной для Поморья конструкцией – пирамидальной ярусностью. Другой особенностью храма были настенные росписи, сделанные поморскими художниками в «простонародном духе».
К Кандалакшскому приходу в то время были приписаны церкви и часовни других селений Кольского Севера. По клировым ведомостям начала XX столетия среди них значились церковь в деревне Княжая губа – во имя святого великомученика Георгия Победоносца и две часовни: во имя пророка Божия Илии в Федосьевском выселке и во имя святого преподобного Трифона Печенгского в Бабинском погосте. С 1889 г. в приходе была открыта школа, с декабря 1896 г. действовало церковное попечительство. В церковной библиотеке в 1900 г. имелось 285 книг 83-х названий.
В годы гонений
На Кольском Севере советская власть была установлена весной 1920 года. С изменением власти изменилась религиозная политика. Советское государство взяло курс на уничтожение Православной церкви и гонение верующих. Сначала местные власти затребовали от приходов сведения о священнослужителях, описи богослужебного имущества и список не менее 20 граждан, согласных получить данное имущество под свое поручительство. В мае 1926 года в ГПУ КарельскойАССР были отправлены сведения о членах церковного совета «Кандалакшского коллектива верующих православного вероисповедания в селе Кандалакша Кемского уезда», избранных 21 сентября 1925 года сроком на один год: председатель совета Пушкарев Евдоким, товарищ председателя Полежаев Алексей, секретарь Каюков Сергей, казначей Кемов Илья, члены Лопинцев Демьян, Немчинов Иван, Крылов Афанасий, Жидких Константин, Жидких Иван. Священником служил Суворов Алексей Владимирович.
В 1933 году по делу «О Кандалакшской контрреволюционной ячейке» были арестованы 29 человек – прихожане церкви, их приговорили к различным срокам наказания, в том числе трёх человек к расстрелу. В числе осуждённых был и священник Алексей Владимирович Суворов, которого приговорили к десяти годам концлагеря, позже заключение заменили ссылкой в Северный край на тот же срок. В обвинении звучали слова о контрреволюционной деятельности по подрыву обороноспособности СССР и разрушению тыла на случай войны с Финляндией. В вину священникам вменялось проведение в церковном помещении собраний этой организации под видом решения церковных дел, антисоветская и антиколхозная пропаганда и вовлечение молодежи в религиозную деятельность…
В 1937 году настоятелем церкви был назначен протоирей Федор Михайлович Миролюбов – семидесятилетний священник, к этому времени уже трижды подвергавшийся репрессиям. Последний раз он был арестован 4 июля 1940 года, особым совещанием при НКВД 19 августа 1940 года приговорен к пяти годам ссылки в Красноярский край (предположительно, умер в дороге). Как правило, за арестом священнослужителей следовало и закрытие храма. 25 июля 1940 года Кандалакшским сельсоветом было принято решение «об удовлетворении просьбы граждан села Кандалакша о закрытии церквей» и переоборудовании храма Иоанна Предтечи под стационарный кинотеатр, а храма Рождества Богородицы под клуб. 5 сентября 1940 года Мурманский облисполком утвердил это решение.
Решение о закрытие церквей в селе Кандалакша стало следствием большой антирелигиозной кампании проводимой государством, в том числе активистами Союза воинствующих безбожников. Жителям села было предоставлено право высказать свое мнение, правда, не столько по поводу закрытия церквей, сколько по вопросу о том, как их следует использовать (предлагались клуб, кинотеатр, ясли, школа, столовая и даже ресторан). Результатом проведенных агитаторами «индивидуальных и групповых бесед в домах на обеих сторонах села» стало то, что 499 граждан, «пользующихся избирательным правом», высказались за закрытие. Правда, жителей, «имеющих право голоса на выборах», в Кандалакше насчитывалось гораздо больше – 750 человек, то есть опросили далеко не всех. Тем не менее, всего по трем обнаруженным спискам из 98 человек – 13 предложили церкви оставить. Учитывая несомненное давление и пропагандистскую кампанию, 13,2% в той или иной степени имеющих положительное отношение к Церкви и религии людей является цифрой весьма заметной. Неудивительно поэтому, что именно Кандалакша в середине 1940-х – начале 1950-х годов станет одним из районов Мурманской области, из которого в облисполком станут поступать неоднократные ходатайства об открытии церкви.
Время безвременья
Во время Великой Отечественной войны в СССР снова разрешили открывать храмы, но, естественно, под строжайшим контролем государства. Начиная с конца 1944 года, в Мурманский облисполком стали обращаться верующие из различных городов и районов области с ходатайствами об открытии храмов. Удовлетворены были далеко не все просьбы. В течение 1945 – 1947 годов облисполком принял положительные решения об открытии в области четырех православных храмов, в их числе и Никольской церкви в Ковде. Ходатайство группы верующих поступило в облисполком в июле 1946 года. 21 августа того же года Совет по делам Русской Православной церкви при Правительстве утвердил положительное заключение облисполкома. Настоятелем Ковдинского Свято-Никольского храма был назначен священник Илия Кутузов (впоследствии митрофорный протоиерей). С просьбой открыть храм обращались в Мурманский облисполком и верующие из Кандалакши, но их заявления были отклонены. Как сообщалось в справке облисполкома, причиной отказа стало незначительное количество ходатайствующих, в основном происходивших из «кулаков-спецпереселенцев». Кроме этого, отказ мотивировался тем, что бывшее церковное здание полностью перестроено и используется под клуб, который «является единственным местом проведения политических и культурных мероприятий в районном центре». Уполномоченный Совета Т. В. Киселева сообщала в Москву, что на запрос верующих о выделении другого здания для храма им было сообщено, что лишних помещений нет.
Жители Кандалакши, так и не добившись от властей разрешения на открытие церкви, обращались со своими потребностями в Ковду к отцу Илие Кутузову. Но уже в конце 1950-х годов право верующих принимать у себя на дому священников было резко ограничено. Для того, чтобы пригласить батюшку на дом, требовалось согласие не только всех членов семьи, но и лиц совместно проживающих.
Конец 1950-х - начало 1960-х годов вошли в историю нашей страны как печально известный хрущевский «штурм небес», когда были предприняты попытки самым радикальным образом и в кратчайшие сроки решить «религиозный вопрос». В 1960 – 1961 г. г. в стране резко интенсифицировался процесс закрытия церквей. В Мурманской области вторым после Благовещенского храма в г. Коле был закрыт Ковдинский Никольский храм.
В начале 1970-х годов для более глубокого изучения религиозной обстановки практически во всех районах Мурманска и области были созданы так называемые общественные комиссии по содействию контролю за соблюдением законодательства о культах. Их главной целью считалось обеспечение конституционного права граждан на свободу совести, а также осуществление постоянного контроля за деятельностью религиозных организаций, что в действительности сводилось к слежке, доносам и постоянному вмешательству во внутрицерковные дела.
Подобная комиссия появилась и при Кандалакшском горисполкоме. Как следует из ее отчета за 1982 год, для изучения религиозных настроений населения ею «контролировались территории предполагаемых или возможных сборов верующих на улице, на водоемах». В комиссию поступала информация от отделов внутренних дел, органов образования и даже членов общества охотников и рыболовов. Отделом культуры и штабом выходного дня организовывались «ритуальные праздники» – встречи Нового года, проводы зимы, праздник песни в начале июня, которые по срокам «противопоставлялись» религиозным праздникам. Хотя зарегистрированных религиозных объединений в Кандалакше не имелось, в отдельные дни там отмечался «значительный выезд на поездах и автобусах в церковь Кировска».
Возрождение приходской жизни
Историю прихода в новейшее время можно начать с 1988 года – года 1000-летие крещения Руси. В Кандалакше 31-го марта 1988 г., постановлением Совета по делам религии при Совете министров СССР, была зарегистрирована религиозная община Русской Православной Церкви. Регистрация общины – это венец большой работы по собиранию и просвещению людей. Огонёк веры не смогли загасить годы преследований и репрессий. Господь нашёл в нашем городе людей, которые сберегли в своих сердцах «неугасимую лампаду» веры.
В 1987 году четверо женщин: рабы Божии Ольга Васильева, Анастасия Мухина, Пелагея Чистякова, Анастасия Осипова на праздновании Казанской иконы Божьей матери в г. Кировске обратились к епископу Архангельскому и Мончегорскому Пантелеймону за благословением на обращение к властям города с просьбой о регистрации Православной общины. Архипастырь благословил, предложил найти помещение под храм и пообещал прислать священника. Кандалакшская комиссия по содействию контролю за соблюдением законодательства о культах в 1987 году сообщала: «В настоящее время группа православных верующих в количестве 24 чел. обратилась в горисполком с просьбой зарегистрировать их религиозное общество. Эта группа людей в Кандалакше действовала в течение нескольких лет. В основном они посещали Кировскую церковь, но имели место и случаи приезда священника в Кандалакшу. Возрастной состав верующих свидетельствует об устойчивости религиозного общества». Вместе с заявлением эти женщины представили больше тысячи подписей жителей Кандалакши, собранные ими в поддержку открытия Православной церкви в городе.
Верующие должны были сами искать помещение и приспособить его к совершению Богослужений. Не сразу это удалось сделать. Предпринималось несколько попыток найти помещение. Наконец распоряжением исполкома города Кандалакши за №204 от 24 июня 1988 года Кандалакшскому государственному заповеднику было определено «передать по договору религиозному обществу Русской Православной церкви бывшее здание Кандалакшского государственного заповедника по остаточной балансовой стоимости». Весной 1988 года на вновь созданный приход Русской Православной церкви епископ Пантелеймон направляет священника архимандрита Никодима (Каленчука),
Совместными усиленными, трудами прихожан и настоятеля в самое короткое время старое здание управления заповедника было преобразовано под нужды прихода. Община увеличилась. Активно включились в труды по переоборудованию здания рабы Божии: Михаил Батищев, Нина Храмова, Алексей и Мария Тарадайко, Зинаида Максимова, Клавдия Литвина и многие другие. Хотелось бы сохранить имена всех, кто воссоздал наш приход. 6 июля 1988 года в день празднования Владимирской иконы Божией Матери владыка Пантелеймон освятил временный престол в боковом помещении здания (где занимается сейчас Воскресная школа) и с этого времени возобновилось главное служение Богу – Божественная Литургия.
Прихожане усиленно трудились, подготавливая более вместительное и более приспособленное помещение под Богослужение. Были убраны лишние перегородки, переложены печи, стены и потолки заново оштукатурены, оформлены деревянные панели стен, проведено новое освещение. Алтарь отделился старинными, резной работы царскими вратами, молитвенный зал со старинными иконами – помещение приняло благообразный и даже уютный вид. Отдел культуры Кандалакшского исполкома передал воссозданному приходу большое количество икон, богослужебных книг, церковной утвари, конфискованной государством прежде из других храмов Кандалакшского района. Среди икон было много старинных, намоленных… Зимой 1988 года Преосвященный Пантелеймон епископ Архангельский и Холмогорский освятил подготовленный храм, который долгое время назывался молельным домом, в честь Рождества святого Пророка Иоанна Предтечи, как это было сделано преподобным Феодоритом в 1526 году.
С каждым годом число прихожан росло. Число желающих принять таинство Крещения по воскресным дням иногда достигало 100 человек. Приходило много взрослых, пожилых людей, которые в прежнее время не могли креститься из-за отсутствия церкви и священников. В выходные и праздничные дни помещение не вмещало всех желавших попасть на службу, люди стояли в притворе и даже на улице. Остро встал вопрос о строительстве нового храма.
Годы были трудными. Безбожное государство, просуществовавшее с 1917 года по 1990 год, рушилось на глазах. Вместе с ним рушился ставший уже привычным уклад жизни людей, все хозяйство страны, многие теряли работу, нищали… Люди искали помощи, утешения, поддержки у Бога и Церкви.
Строительство нового храма
В 1989 году настоятелем нашего храма служил о. Аркадий Кононов. Первые разговоры о строительстве нового храма прозвучали из его уст: «Безусловно, новая церковь в Кандалакше будет строиться, но сейчас вопрос упирается в средства: ни архангельская, ни мурманская епархии нам в этом не помогут. А у нас тоже таких денег нет. Я вижу выход один – строить церковь на пожертвования, и не только прихожан, но и всех жителей города…» («Кандалакшский коммунист». – 1989. – 7 окт.)
На посту настоятеля о. Аркадия сменил о. Иоанн Баюр, он прослужил в нашем городе с октября 1989 года семь лет и в 1996 год был переведён в Свято-Вознесенский кафедральный собор г. Мончегорска. При нём православный приход был зарегистрирован в органах юстиции как юридическое лицо, создан церковный хор, открыта Воскресная школа, организована библиотека, заведён бухгалтерский учёт и учёт «материальных ценностей», значительно обновлена церковная утварь, приобретено много богослужебных книг и духовной литературы.
Решением исполкома г. Кандалакши от 28 ноября 1991 года за №544-2 был выделен земельный участок под строительство церкви. Начался сбор пожертвований на строительство. Первоначально проектировался большой пятиглавый кирпичный храм со всеми небходимыми службами: просфорней, трапезной, воскресной школой, библиотекой и домом священника.
Рабочий проект и вся документация к нему была подготовлена крупной проектной организацией С.-Петербурга АО «УРБИА КФ» к 1995году. Спонсором проекта выступал Кандалакшский Алюминиевый Завод под руководством директора Валерия Петровича Шамшева. Завод оплатил всю стоимость проекта, но далее дело не двинулось, так как для самого строительства требовались многомиллионные средства. Вкладов прихожан и верующих людей не хватало даже для начала строительства, богатых жертвователей не находилось.
В декабре 1995 года была образована Мурманская и Мончегорская епархии. Указом Святейшего Патриарха Алексия II правящим архиереем Мурманской и Мончегорской епархии был назначен Преосвященнейший Симон, епископ Тихвинский, викарий Санкт-Петербургской епархии. Было очевидно, что, несмотря на готовность проектной документации, строительство большого храма было не под силу ни приходу, ни городу. Владыка Симон благословил найти проектную организацию, способную в краткое время и за приемлемые средства спроектировать деревянный храм, который и размерами, и архитектурными формами соответствовал бы традиции русского северного деревянного зодчества. Такой храм перекликался бы в исторической ретроспективе с бывшими когда-то на этих берегах храмами Рождества Богородицы и Рождества св. Иоанна Предтечи, и продолжал бы их жизнь в наше время.
С 1997 по 1999 гг. священником в нашем городе служил о. Александр Марков. На его настоятельство и пришлось начало строительства. Проект, соответствующий заданным условиям, был выполнен Псковским институтом «Спецпроектреставрация», название которого говорит само за себя. Институт специализировался на разработке проектов реставрации старинных церквей и проектированию новых деревянных церквей для Севера России. В 1999 г. вся рабочая документация по проекту была на приходе. Собранные средства позволяли начать строительство.
7 июля 1998 г. на престольный праздник – Рождество Иоанна Предтечи и 10-летие возрождения приходской жизни епископ Мурманский и Мончегорский Симон освятил место строительства нового храма. На месте, отведенном под строительство, был установлен поклонный Крест.
С 1999 г. вначале настоятелем, а потом штатным священником (с 2001 по 2006 гг.) служил о. Иоанн Федько. Осенью 1999 г. – зимой 2000 г. начались работы по планировке участке под строительство, закладка фундамента. 28 января 2000 г. епископ Симон освятил закладку фундамент будущей церкви. Общими усилиями прихожан, жителей города, администрации, спонсоров строился храм. В 2001 году настоятелем был назначен благочинный Кандалакшского округа о. Сергий Платунов. На своих плечах он вынес нелегкое бремя строительства новой церкви. Деревянная, шатровая, вместительная церковь строилась всем миром. Было немало трудностей и препятствий, больших финансовых затруднений, проб и ошибок, но храм возвели. 26 марта 2005 г. архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон в сослужении сонма духовенства при многочисленном стечении народа освятил новопостроенный храм во имя святого пророка и крестителя Господня Иоанна Предтечи. Обращаясь к верующим, по окончании службы Владыка сказал: «В советский период в Кандалакше воцарилось духовное запустение, существовавший некогда храм был разрушен, поэтому радостно и трепетно на душе от сознания того, что сегодня мы освящаем новую церковь. Её строительство растянулось на долгие годы, было сопряжено с многочисленными трудностями, но вопреки всему храм построен. Посреди повсеместного обожествления власти и денег новый храм выступает знаком созидания, символом освящения и духовного возрождения нашего народа».

Фотографии церкви Иоанна Предтечи:

http://slovokanda.ru/old-fotoes