Меню
 


Храм Рождества Иоанна Предтечи, г. Кандалакша

Устройство православного храма.

Православные храмы по внешней форме имеют различные типы. Самые первые храмы строились продолговатой формой, напоминающей корабль как один из символов Церкви, который означает, что она, подобно кораблю, ведет верующих через море земных скорбей к пристани спасения. Затем появился другой тип храма – крестово-купольный. Основание его в виде креста символизирует о спасении рода человеческого через Крест, Который является основой Церкви. Также храм может быть устроен в виде круга (символа вечности), в виде восьмиугольника (звезды, путеводной, направляющей человека к спасению). Купол, завершающий здание храма, изображает собою небесный свод, заканчивается главою с крестом, во славу главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят несколько глав: две главы означают два естества Иисуса Христа (Божественное и человеческое), три главы – Лица Пресвятой Троицы, пять глав – Иисуса Христа и евангелистов, семь глав – семь Таинств Церкви и семь Вселенских Соборов, девять глав – девять чинов ангельских, тринадцать глав – Иисуса Христа и апостолов. При входе в храм снаружи находится паперть (площадка, крыльцо); над входом, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница. Православный храм устроен по образцу ветхозаветного (скинии), который разделялся на три части: двор, святилище и святое святых. Три части православного храма: притвор, собственно храм (наос; средняя часть храма, где стоят молящиеся) и алтарь. Алтарь в храме означает Царство Небесное. Православные храмы строятся алтарем на восток: на востоке восходит солнце, дающее жизнь на земле. И Сам Господь Иисус Христос сравнивается с востоком в Священном Писании: «Восток имя ему» (Зах. 6: 12; Пс. 67: 34), «Восток с высоты» (Лк. 1: 78) или Солнцем: «Солнце правды» (Мал. 4: 2). Алтарь отделяется от наоса (средней части храма) иконостасом, представляющей собой преграду из нескольких рядов икон и имеющем трое врат: Царские (средние, через них Сам Господь Иисус Христос, Царь славы, невидимо проходит в Святых Дарах (во Святом Причастии), северные и южные. Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, называется солея, по краям которой возле стен храма устраиваются клиросы для певцов и чтецов. Середина солеи напротив Царских врат носит название амвона, на котором диакон произносит молитвы и читает Евангелие.Также на амвоне преподается верующим прихожанам Святое Причастие. В средней части храма (наосе) стоят все верующие христиане. На стенах храма и на аналоях (высоких узких столиках с наклонной поверхностью) размещаются иконы. Перед иконами возжигают лампады и свечи, ставящиеся на подсвечниках. Свечи также ставятся на канон (столик с изображением Распятия) в память об усопших; перед каноном также служатся панихиды (заупокойные богослужения). На западной стороне храма устраиваются врата, вводящие в притвор. Эти врата называются красными, так как обычно украшаются с особым благолепием и служат для торжественных выходов и входов в него (например, во время крестных ходов). В древности в притворе стояли оглашенные (готовящиеся к принятию Крещения) или христиане, кающиеся в совершении тяжелых грехов.